Подрядчикам Карта сайта Eng

Газ, золото и аэропорт: Проекты, которые дадут дополнительный импульс экономике Приангарья

29 июля 2015

"Сила Сибири", Сухой Лог, газификация и реконструкция аэропорта помогут развитию северных территорий Иркутской области.
Газ, золото и аэропорт: Проекты, которые дадут дополнительный импульс экономике Приангарья Сила Сибири Фото: Скачков Юрий, EAOmedia
Иркутская область стала одной из опорных территорий для реализации таких крупных российских и международных проектов, как "Сила Сибири", реконструкция БАМа. Кроме того, у Приангарья есть ряд собственных региональных проектов, которые смогут дать дополнительный импульс экономике области. В их числе – освоение Сухого Лога, газификация северных территорий, реконструкция аэропорта и превращение его в крупный логистический центр, сообщает ИА IrkutskMedia.

Сила Сибири

Проект "Сила Сибири" получил право на существование в мае 2015 года, когда было подписано соглашение между "Газпромом" и китайской CNPC о поставках газа по "восточному маршруту". Контракт подписан на 30 лет, в год в КНР будут экспортировать 38 млрд кубометров российского газа. Планируется, что в этом проекте задействуют крупные газовые месторождения в Иркутской области и Республике Саха (Якутия).

"Россия и Китай подписали самый крупный контракт на поставку газа за всю историю СССР и "Газпрома“ — более 1 трлн кубометров за все время действия соглашения. Мы открыли для российского газа принципиально новый рынок сбыта с огромным потенциалом", - подчеркнул после подписания соглашения глава российской газовой компании Алексей Миллер.

Сразу после подписания соглашения инвестиции в проект с российской стороны были оценены Алексеем Миллером в 55 млрд долларов. По его словам, для реализации "Силы Сибири" на востоке страны будет создана масштабная газовая инфраструктура, которая станет локомотивом развития экономики. Импульс к развитию смогут получить металлургия, трубная промышленность, машиностроение. Чуть позже глава администрации президента России Сергей Иванов, оценил инвестиции в проект в 60-70 млрд долларов.

Как сообщило "Агентство бизнес новостей" в июне, инвестиции "Газпрома" в "Силу Сибири" в ближайшие три года достигнут 480 млрд рублей.

"В 2015 году инвестиции составят 30 млрд рублей, в 2016 году объем вложений в строительство достигнет примерно 200 млрд рублей. Еще около 250 млрд рублей на "Силу Сибири" потратят в 2017 году. Эти суммы пока прогнозные", - приводит агентство слова зампреда правления компании Андрея Круглова.

Первые 15 лет "Сила Сибири" будет работать с обнуленной ставкой налога на добычу полезных ископаемых. Выравнивание ставки НДПИ предусмотрено с 16-го по 24-й годы добычи.

Разработка Ковыктинского месторождения и строительство газопровода "Сила Сибири" поможет создать около 3,5 тысячи рабочих мест только в газовой отрасли в Иркутской области, отметил ранее врио губернатора региона Сергей Ерощенко.

"Каждое рабочее место в газовом направлении обеспечивает три-четыре вакансии в смежных областях: сервисных организациях, строительстве и сфере обслуживания. Рост поступлений в бюджеты всех уровней до 2033 года составит более 200 млрд рублей", - сообщил Сергей Ерощенко.

Несмотря на то, что реализация "Силы Сибири" стартовала с Чаяндинского месторождения в Республике Саха (Якутия), строительство газопровода уже оказало свое влияние на экономику Иркутской области. В частности, в апреле-июне 2015 года на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го увеличилась перевалка грузов на Ленском железнодорожном узле в Усть-Куте.

"Выгрузка трубной продукции для проекта "Сила Сибири" существенно увеличила нагрузку на станцию. Сейчас идет массовое поступление техники и материалов для этого масштабного проекта", - рассказал начальник Северобайкальского центра по организации работы станций Олег Казаков.

Ленский железнодорожный узел логистически связан с Осетровским речным портом. Он является ключевым пунктом для транспортировки грузов на север Иркутской области и в Якутию. Как передает ТАСС, порт прогнозирует увеличение объемов грузоперевозки в навигацию 2015 года в два раза, до 300 тысяч тонн. Ранее агентство сообщало о том, что правительство Иркутской области ведет переговоры с дочерними структурами "Газпрома", которые начали строительство "Силы Сибири". Цель переговоров – инвестиции в развитие Осетровского речного порта, так как существуют опасения, что инфраструктурные ограничения затормозят развитие нефтегазовых проектов на севере.

В этом году северный завоз в Приангарье через Осетровский порт синхронизировали с поставками трубной продукции для "Силы Сибири", рассказал начальник управления коммунальной инфраструктуры министерства жилполитики, энергетики и транспорта Александр Барнаков в мае.

Запуск "Силы Сибири" в Иркутской области серьезно повлияет на экономику Иркутской области в том случае, если доступ к единой системе транспортировки и сбыта газа получат независимые производители голубого топлива, т.е. местные компании. Это даст им перспективы для развития, стимулирует занятость и пополнение бюджета, считает доктор экономических наук, декан Сибирско-американского факультета менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежда Грошева.

Напомним, что пока "Газпром" не считает необходимым "делиться", и компания "Роснефть" уже заявила о намерении отстаивать права на участие в "Силе Сибири" в суде.

- "Газпром" как монополист обязан предоставлять "доступ к трубе". Но тут надо четко понимать что, если весь газ будет уходить через одну трубу в Китай, то все проекты газификации региона, строительство сопутствующих производств реализованы не будут. А дополнительные доходы вертикально-интегрированных компаний в бюджет региона ощутимых налогов не принесут. Единственный плюс для региона - это доступ к единой системе транспортировки и сбыта независимых газопроизводителей – это местные компании. Это, возможно, даст некоторые перспективы их развития, стимулирует занятость и пополнение бюджета, - подчеркнула Надежда Грошева.

В апреле 2015 года перспективы освоения Ковыкты обсудили врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко и глава "Газпрома" Алексей Миллер. На встрече, в частности, отмечалось, что газовая компания создаст на базе месторождения крупный центр газодобычи.

Газификация на севере

Газификация северных территорий Иркутской области является одним из тех вопросов, решение которых продолжается не первый год. Предполагается, что проблему с мертвой точки может сдвинуть запуск в Приангарье "Силы Сибири", однако в регионе есть еще несколько проектов, которые могут поспособствовать ее решению. 

В этом году в рамках XIX Петербургского международного экономического форума проблемы газификации врио губернатора Иркутской области обсудил с президентов НК "Роснефть". В частности, было достигнуто соглашение о развитии газификации Правобережной и Левобережной частей Братска, населенных пунктов Нижнеилимского и Братского районов. Кроме того, предусмотрен перевод существующих объектов промышленности и энергетики Братска на потребление газа в качестве основного вида топлива, в том числе на предприятиях, принадлежащих частным компаниям.

"В рамках соглашения планируется развитие магистральных и внутрипоселковых газораспределительных сетей, увеличение потребления природного газа Братского газоконденсатного месторождения путем реализации программы автономной газификации Иркутской области и развития потребления газа в качестве моторного топлива", – рассказали по итогам встречи в пресс-службе правительства Иркутской области.

Еще один проект связан с развитием газовой добычи и газового производства в районе Усть-Кута. Его реализует "Иркутская нефтяная компания". Программа компании опирается на запасы Ярактинского и Марковского газоконденсатных месторождений.

В общей сложности ИНК планирует перерабатывать 7,6 млрд кубометров газа в год. В данный момент компания уже перешла к первому этапу реализации проекта. Первые объекты планируется запустить в 2015 году. Объем инвестиций в создание объектов глубокой переработки газа оценивается в почти 57 млрд рублей.

Строительство Усть-Кутского газохимического завода и завода полимеров позволит создать 630 высококвалифицированных рабочих мест. Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в период с 2014 по 2019 годы составит 63 млрд рублей, рассказала директор департамента реализации газовых проектов ИНК Татьяна Маринченко.

"Иркутская нефтяная компания" также создает транспортную инфраструктуру для отгрузки газа в Усть-Куте, инфраструктуру для энергообеспечения производства.

"Вместе с объектами по фракционированию газа в районе Усть-Кутской площадки будет построен энергоблок мощностью 60 мегаватт для обеспечения собственных нужд", - пояснила Татьяна Маринченко.

Общий объем газовой программы ИНК составляет 120 млрд рублей. Вводить объекты в эксплуатацию планируется постепенно с 2017 по 2019 годы.

В связи с развитие газоконденсатных месторождений в районе Усть-Кута теплоснабжение города планируется перевести на газ. В конце июля 2014 года и.о. министра энергетики Иркутской области Иван Носков провел в Усть-Куте совещания по этому вопросу. На нем он, в частности, отметил, что схема теплоснабжения Усть-Кута с учетом перехода на газ уже утверждена, также как и муниципальная программа газификации города. Мероприятия по переводу котельных на голубое топливо планируется включить в программу "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области" на 2014-2018 годы.

Сухой Лог

Крупным центром золотодобычи на севере Иркутской области должен стать Сухой Лог. Вокруг этого месторождения в Приангарье будет сформирована территория опережающего развития. Об этом рассказал и.о. министра экономического развития Приангарья Руслан Ким в июне на заседании комитета по бюджету Заксобрания Иркутской области.

Он обратил внимание депутатского корпуса, что традиционная золотодобыча в Бодайбинском районе будет подкреплена освоением Сухоложского золоторудного месторождения.

- Это значит, что на ближайшие 50-70 лет Бодайбо станет центром золотодобычи России, – сказал Руслан Ким.

Освоение Сухого Лога уже заинтересовали три крупнейших российских золотодобывающих компании. Интерес к месторождению проявляют GV Gold, Polyus Gold и ООО "Друза". Кроме того, планы по разработке есть у госкорпорации "Ростех". Ее глава в июле представил их председателю правительства РФ. В мае текущего года проект освоения Сухого Лога получил предварительное одобрение президента РФ Владимира Путина. Точный список участников освоения Сухого Лога определится не ранее 2016 года. Разработку месторождения планируется начать в течение трех лет. 

Как рассказал Руслан Ким, участие в проекте иностранного капитала будет ограничено.

- Это крупный проект, который кроме экономического эффекта имеет ряд других, такой как национальная безопасность. В этой связи мы направили в Роснедра предложения, согласно которым участие иностранного капитала в проекте будет ограничено - не более 49% акций, - сказал и.о. министра.

Компания GV Gold, по словам ее гендиректора Сергея Васильева, рассматривает разные варианты участия в проекте - от прямого недропользования и операторства до переработки руды на существующих мощностях компании.

Держатель лицензии определится в конце 2015-начале 2016 года. Оператора выберут с помощью аукциона или конкурса.

– Появится оператор, держатель лицензии, а потом уже он будет вести с партнерами и подрядчиками переговоры. Если кто-то готов участвовать финансово в строительстве ГОКов, то это тоже хорошо, - пояснил и.о. главы регионального министерство экономического развития Иркутской области.

Для себя региональные власти ставят главной задачу контроля реализации проекта в части сроков реализации, создания рабочих мест и поступления налогов в бюджеты всех уровней. Эти эффекты посчитаны и представлены врио губернатора Сергеем Ерощенко президенту РФ и в правительство. 

Освоение Сухого Лога, по подсчетам областного Минэка, даст в 2030 году порядка 4 тысяч новых рабочих мест, 20 млрд рублей налогов во все уровни бюджетов.

Ожидается, что к этому времени - в период с 2025 по 2030 год - объем золотодобычи на территории региона благодаря освоению Сухого Лога увеличится в два-три раза. Однако пока существует нехватка энергомощностей.

– На сегодняшний день приоритетным является обеспечение энергетикой. В этом году сдается первая очередь высоковольтной линии из Республики Саха (Якутия) до месторождения "Чертово корыто". Линия строится за счет инвестора - "Полюс золото". Вторую очередь, скорее всего, будем строить на основе государственно-частного партнерства, - сказал Руслан Ким.

Одним из источников снижения энергодефицита рассматривается развитие газогенерации. 

– Освоение Сухого Лога - знаковое мероприятие, но золотодобыча будет развиваться. Это инфраструктурный мультипликатор, от которого начнется развитие и других месторождений, - заключил и.о. министра экономразвития Приангарья.

Напомним, что два проекта компании "Полюс золото" - освоение месторождений Вернинское и Чертово корыто - в прошлом году получили поддержку регионального инвестиционного совета. Инвестиции в два проекта превышают 20 млрд рублей. "Полюс золото" также вложится в строительство ЛЭП. Строительство всей линии первый заместитель гендиректора ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" Дмитрий Селютин оценил в 17 млрд рублей, причем, как передает "Финмаркет", 4,5 млрд придется на долю "Полюс Золота". Реализация проекта намечена на 2017 год. 

Справка: Сухой Лог - по предварительным оценкам, крупнейшее месторождение золотосодержащих руд в России.

Аэропорт как крупный логистический центр

Аэропорт "Иркутск" был передан в собственность Иркутской области с 1 апреля 2015 года. Теперь за развитие авиаузла Приангарья отвечает правительство региона. Новый состав руководства ОАО "Международный аэропорт Иркутск" был сформирован 16 июня. 

В состав руководства предприятия вошли Александр Баженов, Павел Борголов, Константин Былинин, Сергей Васин, Ольга Иванова, Марина Тетерина, а также Михаил Клинков, который был избран председателем.

Ранее власти Иркутской области заявляли о масштабной реконструкции, которая ждет аэропорт после смены собственника. В создании крупного аэропортового комплекса в Иркутске заинтересовано не только правительство региона, но и госкорпорация "Ростех".

"Сегодня мы вместе пытаемся создать большой авиационный комплекс, и я надеюсь, что мы этот комплекс создадим. Этот комплекс будет не только региональным, но и большим международным комплексом", - заявил ранее глава "Ростеха" Сергей Чемезов. 

В том, что передача аэропорта в собственность Приангарья будет способствовать развитию малой авиации, уверен депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен.

Аэропорт Иркутска находится в достаточно комфортном месте, в том числе в отношении регионов Сибири и Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, по сравнению с аэропортами других регионов, в том числе по сравнению с Красноярском. Поэтому я думаю, что это своевременное решение (передача аэропорта в собственность региона - прим. ред.), это даст соответствующих импульс для развития непосредственно нашей региональной малой авиации, поскольку работа проводится на самом деле достаточно большая. Мы и с министерством транспорта области на эту тему общаемся, и с правительством. Там, где требуется наша помощь, поддерживаем регион.

Передача аэропорта из федеральной в региональную собственность не является новшеством в России, фактически это стало уже трендом, так как именно сами субъекты в наибольшей степени заинтересованы в развитии аэропортовой инфраструктуры, считает аналитик, главный редактор отраслевого агентства Aviaport.ru Олег Пантелеев. В такой ситуации возможно привлечение серьезных инвесторов, говорит эксперт.

- Сегодня уже есть примеры, когда местные власти смогли найти инвесторов для этих объектов. Наиболее яркий пример - частно-государственное партнерство между правительством Санкт-Петербурга и компанией "Воздушные Ворота Северной Столицы". Есть и другие примеры, когда регионы достаточно быстро находили серьезных инвесторов, - считает Олег Пантелеев.

Как отметил врио губернатора Приангарья Сергей Ерощенко, без реконструкции существующего аэропорта строительство нового воздушного узла, который должен стать не просто аэропортом, а крупным логистическим хабом в Иркутской области, фактически не будет иметь смысла, так как речь идет в том числе и об увеличении пассажиро- и грузопотока. Нарекание вызывает инфраструктура действующего аэропорта – международный терминал, состояние взлетной полосы, рулежных дорожек стоянок, места выдачи грузов.

В мае и.о. первого зампреда правительства региона Николай Слободчиков заявил, что в "сером доме" разрабатывается пятилетняя программа развития аэропорта "Иркутск". В ней должны будут учтены вопросы безопасности полетов и техобслуживания лайнеров, удобства для пассажиров и развития прилегающей к территории авиаузла городской инфраструктуры.

"В 2015 году мы будем работать над завершением реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы. Она должна отвечать абсолютно всем требованиям эксплуатации современных лайнеров. Вторая задача – развитие аэродромного комплекса, включая систему комплексного технического обслуживания самолетов, новый заправочный комплекс", – отметил Николай Слободчиков. 

Сейчас правительство региона совместно с "Внешэкономбанком" разрабатывает предложение для потенциальных акционеров аэропорта Иркутск. Интерес к авиаузлу уже проявили холдинг "БазЭл" Олега Дерипаски и компания "Новапорт" Романа Троценко.

"Кто (из претендентов) предоставит лучшие условия, (у нас) прогнозов нет", - цитирует и.о министра экономического развития Руслана Кима "ТАСС".

Конкурс будет объявлен после того, как будет готово инвестпредложение. 

Целью проекта по развитию иркутского авиаузла является пассажиропоток минимум в 3 млн человек в год к 2020 году. Согласно постановлению правительства Иркутской области, до 2022 года должны привлечь не менее 1,1 млрд рублей на техническое перевооружение аэропорта и не менее 20 млрд рублей на строительство нового аэропортового комплекса (за исключением аэродрома и объектов Единой системы организации воздушного движения).

Справка: ООО "Новапорт" - дочернее компания фонда AEON Corporation, управляющего активами бизнесмена Романа Троценко. "Новапорт" специализируется на реализации комплексных программ развития аэропортов. 

ТРОЦЕНКО Роман Викторович - российский предприниматель, советник президента государственной компании "Роснефть". С 2009 по 2012 год занимал пост президента "Объединенной судостроительной корпорации".  

Группа компаний "Базовый элемеент" (Базэл) — российская промышленная группа. Группу "Базовый элемент" формируют компании, которые контролируются или входят в сферу бизнес-интересов Олега Дерипаски. Структуры "Базового элемента" управляют активами и владеют значительными долями в десятках компаний. Основана в 2001 году на базе группы "Сибирский алюминий".

Дерипаска Олег Владимирович - российский предприниматель, миллиардер, председатель наблюдательного совета (в 2009—2012 годах — генеральный директор) и единственный бенефициарный владелец компании "Базовый элемент". Президент, член совета директоров Объединенной компании "Русал", президент En+ Group. Бывший председатель совета директоров компании "Русский алюминий" (2000—2007), бывший президент компании "Сибирский алюминий" (1997—2001), бывший генеральный директор Саяногорского алюминиевого завода (1994—1997). В 2008 году был назван самым богатым россиянином, по данным на 2015 год занимал 17-e место среди миллиардеров России и 230-е место в списке миллиардеров по версии журнала Forbes.

Аэропорт в Иркутске основан 24 июня 1925 года. 10—13 августа 1928 года выполнен первый почтово-пассажирский рейс в Бодайбо. Перелет шел на гидросамолете Ю-13 "Моссовет". В январе 1948 года начались регулярные круглосуточные полеты на воздушных линиях Иркутск – Москва, Иркутск – Бодайбо – Якутск. 30 декабря 1954 года постановлением Совета министров СССР аэропорт Иркутска получил статус международного. Первый рейс был выполнен в Пекин. 7 марта 1975 года в Иркутск прибыл первый самолет второго поколения реактивных гражданских пассажирских самолетов ТУ-154. 1 апреля 1992 года в результате реорганизации Иркутского объединенного авиаотряда образовано предприятие "Аэропорт Иркутск". 28 октября 1994 года аэропорт получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полетов. 16 декабря 1994 года был открыт терминал международных воздушных линий.10 апреля 2009 года после масштабной реконструкции открылся обновленный терминал внутренних воздушных линий. 1 марта 2011 года ФГУП "Аэропорт Иркутск" преобразовано в ОАО "Международный Аэропорт Иркутск". 

IrkutskMedia

Малый нефтяной бизнес: меры поддержки Культурная компания. Иркутские нефтяники поддерживают таланты